1 декабря 2016 г.

Безотходное вязание - расчет необходимого количества пряжи в метрах

"И было у царя три сына"... ба-ла-ла-ла-ла-ла!.. Не так.
И была у меня упаковка нежнейшего мохера... Очень красивый, светло-бежевый с тонюсенькой, деликатной такой золотисто-мятного цвета искрой люрекса. И оттенок красиво так называется - что-то вроде "ореховая нуга". 

расчет пряжи
Бла-бла-бла, опять не о том. А сказка вот в чем. Было в той упаковке пять мотков, по 500м в каждом. И задумалось из этой пряжи связать комплект - шапка-шарф-варежки. Связала я пробники, связала берет, связала варежки, перчатки, митенки и вот, самый большой кусок работы - шарф-снуд. Объемный такой, с выпуклой косой и непременно 1,5 метра длиной, и чтоб широкий, а то какой же это снуд? А между тем от упаковки у меня осталось три мотка из пяти... Ниточка-то нежная, тонкая, всего 100 грамм на 500 метров, и вязала я все перечисленное в две нитки. А снуд мне непременно в три нитки задумалось вязать - ну три же мотка осталось. Думаю, и снуд выйдет пухлым, объемным, и нитки заодно израсходую без остатка. Не люблю, когда "кусочки" остаются, пусть даже в полмотка. Ведь точно не знаешь, сколько там метров осталось, ни на что "серьезное" уже может не хватить. Вот и лежит такой остаток, скучает, ждет случая, когда жаккард или какая пряжа-компаньон так же остатком подвернется...

Впрочем, вернусь к своим баранам... ээээ, к своим моткам. Прикинула я по размерам снуда, какой мне надо, рассчитала количество петель на требуемую ширину полотна и начала вязать.   Кстати, с размерами у меня тоже полная катавасия вышла - какой он должен быть, классический снуд? Ну, с шарфами более-менее понятно, а вот таинственный зверь снуд стал для меня загадкой. В конце концов я сочла для себя комфортными размер полтора метра на ширину около 30 см, хотя в сети видела и огромные чуть не по два метра длинной (видимо, на три витка), и совсем минималистские, 20 на 80 см...  

(Между строк - когда я любовалась различными снудами и "околоснудами", выложенными в сети, меня всю дорогу преследовало смутное ощущение, которое можно было бы выразить в словах "вот это - снуд!" и "а это просто шарф, замкнутый в кольцо, это не снуд...". А знаете, в чем разница? Классический, настоящий снуд - это дважды перекрученная лента Мёбиуса. Именно такая конструкция дает этот потрясающий эффект драпировки, это аккуратное "обнимание" лилейной шейки его обладательницы без лишних складок и нагромождения бугров, кои неизбежны, если Вы попробуете так же намотать на шею просто "кольцо" из шарфа. Кто не совсем понял, о чем я, может погуглить "лента Мёбиуса" или спросить меня, что я имела ввиду ;). В этом месте желающие из несогласных также могут кинуть в свой экран тухлой помидоркой со словами "не умничай, наши  снуды и без всяких Мёбиусов самые снудные!"...)  
Так вот вяжу, я вяжу, прилично уже так связала и вдруг... И вот это "вдруг" мне говорит - а пряжи-то хватит? Ну и что, что ты в три нитки вяжешь,это на толщину влияет, а длину нитки ты прикинула, а вдруг не хватит на полтора метра, да при такой ширине шарфа? Может, пока не поздно сделать его поуже, но чтоб хватило на задуманную длину?    Нет, ну можно, конечно, все сомнения прогнать и довязать пряжу до конца, и если не хватит, докупить. А сколько докупить-то? Чтоб опять лишнего не осталось...  
И я задумалась. Чаще всего можно встретить рекомендации по расходу пряжи на изделие, где расход указывается в мотках или в граммах. Но, как технолог, я знаю, что правильнее считать расход в метрах (и очень радуюсь, когда встречаю такой подход). Вообще, говорят, опытная вязальщица способна на глазок по виду пряжи и картинке модели определить, сколько нужно мотков. НО! Во-первых, очень часто те, кто вяжут по заказу, подстраховываются (сама так делала), прикидывая моток в запас. И чаще всего я честно говорила об этом заказчику, который потом этот ненужный ему моток мне же и оставлял. Ну это еще ничего, если моток не стоит писотрублей за 50 грамм, есть ведь и такие, и еще дороже... И тут опять же важно рассчитать максимально точно количество метров, а не грамм. Во-вторых, ну не все же из нас "остроглазые" вязальщицы, так зачем нам риск лишний раз опустошать кошелек и забивать тумбочку остатками?  
Легче всего, конечно, рассчитать именно шарф. То есть деталь прямоугольной формы. Но тем, кто геометрию в школе не прогуливал, при необходимости не составит большого труда и свитер рассчитать. Он ведь тоже условно на прямоугольники делится.   Так вот, мои расчеты.
Для этого я не пожалела, распустила один ряд начатого вязания, аккуратно и точно у петли отметив нитку в начале роспуска.
количество пряжи

сколько нужно пряжи 
сколько метров пряжи

расход пряжи

 Итого длина нити, которую я расходую на один ряд при выбранной ширине полотна у меня составила 1м25см.   
 (Соответственно, если бы у меня ширина полотна была больше-меньше, то и длина нити одного ряда была бы другой, то же касается и пряжи, и номера спиц, и индивидуального натяжения, характерного для каждой вязальщицы).  
 Теперь делим длину мотка на длину нитки, расходуемой на один ряд вязания. У меня это 500 разделить на 1,25. Получается 400. То есть из мотка длиной 500м у меня получится 400 рядов (при моей выбранной ширине полотна). А хватит ли мне 400 рядов для того, чтобы получилось полтора метра полотна? Считаем дальше.  

На связанном уже куске отмеряю длину в 10 см и считаю количество рядов в этих 10 см. Получилось примерно 25 рядов. То есть тогда в 1см у меня 2,5 ряда. Делим получившее количество "рядов в мотке" (у меня это 400 рядов) на количество рядов в 1см образца (у меня это 2,5 ряда), и получаем вероятную длину в сантиметрах - у меня это 160см!   
(Ну теперь уже можно томно закатить глазки и сказать самой себе - да я и так знала, что этого количества хватит аккурат на шарф, я ж не первый год... и так далее, и тому подобное. Однако, честно признаться, кого из нас не подводила чуйка? И особо обидно, когда не хватает каких-нибудь мелочей. Вот не хвати мне буквально 10-15см - и все, снуд не будет лежать, как задумано, элегантными "закидонами", а будет пугливо жаться к шее, а то и давить, если вздумается натянуть его на голову. Тут и подумаешь - лучше бы на 2см уже сделала, но зато на длину хватило бы...) Крайне довольная собой и даже слегка надувшаяся от важности, я с жаром похвалила себя за проделанные расчеты, ибо теперь можно не дергаться, вязать спокойно. Полученный результат в 160 см давал основание полагать, что даже с учетом погрешностей от неравномерности вязания (ведь я распускала и измеряла только один ряд, а по правилам экспериментальных исследований надо не меньше 10 измерений, но это я уже придираюсь) длины мотка в 500м мне гарантированно хватит на полтора метра моего снуда...   

А что из этого получилось, я покажу в следующий раз ;) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий